8 (812) 235-38-77|radugaswimm@yandex.ru

Елена Волкова: «Любой старт приносит новые мысли»

Старший тренер ГБУ СШОР по плаванию «Радуга» подвела итоги стартового отрезка нынешнего сезона и рассказала о перспективах воспитанников школы, а также о подготовке к Играм в Токио Кирилла Пригоды, в которой Елена Юрьевна участвует отчасти как тренер, но в еще большей степени как мама Кирилла – одного из лидеров сборной России.

— Самым крупным соревнованием нынешней весны для спортсменов «Радуги» стал чемпионат России в Казани, на котором выступили шесть представителей школы. Были попадания в финал, которые для некоторых стали достижением. Кто-то наверняка рассчитывал в Казани на большее. Как вы в целом оцените выступление пловцов «Радуги» на турнире?
– Чемпионат России изначально был в этом году очень непростой. Мы сразу же знали, что основная задача на нем – не просто показать результат, а попасть в компанию лучших, которые поедут на Олимпиаду. Тем более, что сейчас из-за пандемии была очень большая пауза в международных стартах. Конечно, мы верили в своих учеников, потому что все они – достаточно опытные ребята. И я, как старший тренер школы, могу подвести такой итог: к сожалению, подпитки от молодых спортсменов, которых тоже хотелось бы увидеть в соревнованиях такого уровня, я пока не увидела. Потому что защищали возможность попасть на Олимпиаду те же ребята, которые в 2016 году боролись за попадание на Игры в Рио. Они отработали весь олимпийский цикл и сейчас пытались отобраться в Токио, а вот молодежи в этой борьбе, к сожалению, не было. Наверное, сказалась тут и пандемия, да и многие другие факторы тоже – идеально все не бывает.

Есть ли кто-то, чье выступление на чемпионате России можно отметить?

– Надо понимать психологическую атмосферу этих соревнований, она была тяжелым бременем на плечах у всех. Готовились по максимуму все абсолютно. Например, Даша Чикунова, которая с тренером Мариной Станиславовной Ситниковой очень много сделала, чтобы достойно выступить на этом чемпионате. Но что-то не получилось – сказалась высокая конкуренция, да и самочувствие, возможно, было не очень хорошим. Так бывает, даже если человек способен показывать довольно высокие результаты. Спорт вообще состоит из взлетов и падений, и именно падения помогают в будущем выйти на новый, более высокий, результат. Если взять Кирилла Пригоду, то он отобрался на Олимпиаду, хотя все тоже было очень непросто, как говорится, «на тоненького», и психологический прессинг очень сказывался. В этом случае, наверное, сработал опыт – определенные наработки, полное взаимопонимание с тренером. Причем атмосфера сейчас очень хорошая при его подготовке – не только во взаимодействии «тренер-спортсмен», но и в связке «тренер-спортсмен-родитель», и в комбинации опыта нескольких школ.

– Если говорить о Кирилле, то вы полностью довольны тем, как он выступил в Казани? На стометровке брассом – «золото», все хорошо, да? А на 200?

– Да, на 100 метров все было действительно хорошо. А на 200 было, конечно, тактическое сражение, и там многое решало именно правильное касание – в итоге второе место. На дистанции 50 метров Кирилл в этом году даже не участвовал, так как это не олимпийский вид. В целом, впечатление такое: есть над чем работать, и любой старт приносит новые мысли.

– Насколько психологически трудным для Кирилла оказался минувший коронавирусный год, который выбил всех из привычного ритма крупных соревнований и закончился переносом Олимпиады? 

– Мы в семье подытожили ситуацию этого периода по принципу «Все, что ни делается – к лучшему». Сначала мы тоже были в некотором шоке, когда это начало происходить, потому что он был в еще более хорошей форме, чем в этом сезоне, был полностью готов к олимпийскому отбору. И когда чувствуешь в себе прилив сил, а через неделю все останавливается на длительную паузу, то трудно избежать легкой депрессии. Но потом все-таки начиналась весна, солнышко на небе, настроение у всех непроизвольно улучшается – и мы стали искать какие-то плюсы в сложившейся ситуации. Во-первых, он отдохнул и переключился, во-вторых, закончил вуз и почувствовал вкус к учебе, получил аттестат магистра. Кроме того, пообщался с обычными людьми, с которыми редко встречается, потому что почти постоянно живет на сборах. Наладил отношения в личной жизни, что принесло ему новый драйв. Соответственно, когда стали выходить из пандемии, то Кирилл достаточно свежим приступил к тренировочным занятиям, радостно встретился с тренером, освежил впечатления. Он убедился, что любит то дело, которым занимается. И что собирается  плавать еще один олимпийский цикл – это уже не четырехлетие, а трехлетие получается до Игр в Париже. Так что нельзя сказать, что все в период пандемии было плохо, многое было хорошо.

— Вернемся к состоявшимся событиям этого сезона и поговорим о результатах более молодых представителей «Радуги». Как вы оцениваете их выступление на первенстве России?

– Радует то, что в нашей школе работает определенная система сотрудничества и взаимодействия «спортсмен-тренер-администрация». И это дает результаты. У нас есть и достаточное количество призеров национальных соревнований, и попаданий в сборную города на первенство России в разных возрастных категориях. На проходящем сейчас в Волгограде первенстве России у нас 12 человек участвуют, недавно на «Веселом дельфине» выступали 6 представителей «Радуги». Это хорошие для нас цифры. Мы видим, что есть интересные ребята, есть хорошие перспективы –  так что с оптимизмом ожидаем развития событий.

Относительно прежних лет динамика по попаданию воспитанников «Радуги» на всероссийские соревнования положительная?

– Сейчас, наверное, неправильно оценивать динамику разных спортивных школ – в «плюс» она или в «минус», хотя все мы любим такую статистику. Сейчас такой этап жизни во многих видах спорта, когда результатов начинают добиваться представители разных спортивных школ и организаций. Конкуренция возросла, а еще лет десять назад такого не было. В том, что касается конкретно плавания: не было некоторых спортивных школ, вновь открытых по программам Санкт-Петербурга и по федеральным программам. Само их открытие увеличило массовость спортсменов, и это дает, конечно, новые результаты. Поэтому пять лет назад у нас попадало на первенство России, скажем, 16 человек, но была более свободная атмосфера. А сейчас попадает 12, но это происходит в условиях более жесткой конкуренции. Так что тут, я считаю, все хорошо. Я вообще позитивно отношусь к конкуренции, которая стимулирует к тому, чтобы правильно работать внутри своей организации, своей системы. Именно эта позитивная конкуренция помогает добиваться результатов.

Мы немножко затронули тему того, как сказалась пандемия на спорте высших достижений, на тех, кто участвует в олимпийском отборе. А ведь наверняка она как-то затронула и ребят младшего возраста, потому что соревновательный цикл тоже сбился, турниры проходят без зрителей. Все это тоже как-то психологически подействовало на них?
– Преподаватели, оказавшись в этой ситуации (и это относится не только к нашей школе), не опустили рук – все работали, поддерживали ребят, были в контакте с ними и с их родителями. Все ведь были в одинаковой ситуации. Если говорить непосредственно о молодых спортсменах, то у них прекрасный возраст, они еще молоды, у них есть еще запас времени. И то, что во время пандемии некоторые ребята определились, что это не их путь, переключившись на что-то другое, – это абсолютно нормально. С другой стороны, да, на каком-то этапе сейчас многим не хватает результативности, потому что ее приходится набирать заново – например, выполнять разряды. Многие родители переживают, что спортсмены в этом плане не добирают. Но мы прекрасно понимаем, что талантливые дети пройдут через все эти трудности. Наверное, сейчас очень изголодались родители, которые хотят видеть развитие своих детей и не до конца понимают, в каком новом статусе те выступают, вернувшись в спорт после пандемии. За это время они повзрослели, что-то придумали и поменяли и теперь активно работают, чтобы вернуть свою результативность. Сейчас, как мне кажется, самый беспокойный сегмент – это именно родители, которым хочется увидеть успехи своих детей. Но это же, наверное, происходит не только в спортивных школах. Всем хочется как можно скорее забыть о пандемии и вернуться в обычную жизнь, вернуть старые традиции, вернуть обычное общение.
Вы сказали, что на чемпионате России не было такой подпитки молодежи, способной бороться за попадание на уровень сборной России. Следующий олимпийский цикл – короткий, всего три года. Есть ли перспективы, что у «Радуги» уже сейчас, в этом олимпийском цикле, появятся новые звездочки,  способные выйти на уровень кандидатов в сборную?

– Думаю, да. Я ни в коем случае не сбрасываю ориентиры на юношей и девушек, которые у нас есть сегодня, но в стратегическом ключе уже просматриваю следующее поколение, чтобы оценивать его перспективы. И меня как старшего тренера школы очень тонизирует, что у нас есть интересная компания молодых специалистов. Конечно, они еще учатся, но это уже совершенно новое тренерское поколение. Это энергичные  амбициозные  люди – люди сегодняшнего дня. Они быстро анализируют, быстро схватывают, они не боятся учиться. И как раз следующее поколение ребят ведет вот такая компания молодых тренеров. И уже видны результаты. Молодежь устанавливает новые рекорды школы, ребята становятся призерами первенств Санкт-Петербурга – это наше будущее. У тренеров хорошая конкуренция между собой, они все время общаются. И да, у нас есть очень одаренные ребята.

И что еще мне очень нравится сегодня – то, что в нашу школу родители хотят отдавать своих детей, причем они хотят попасть в руки именно тех или иных преподавателей. Вот был какой-то пустой период, и люди как будто бежали в разные стороны. А сейчас все понимают, что «Радуга» — школа с традициями, и хотят к нам прийти. И я уверена, что детская школа «Радуга» сохранит этот свой статус и будет воспитывать новых чемпионов.

2021-05-09T19:37:27+00:00 9 Май, 2021|