Старший тренер ГБУ СШОР по плаванию «Радуга» подвела итоги стартового отрезка нынешнего сезона и рассказала о перспективах воспитанников школы, а также о подготовке к Играм в Токио Кирилла Пригоды, в которой Елена Юрьевна участвует отчасти как тренер, но в еще большей степени как мама Кирилла – одного из лидеров сборной России.
— Самым крупным соревнованием нынешней весны для спортсменов «Радуги» стал чемпионат России в Казани, на котором выступили шесть представителей школы. Были попадания в финал, которые для некоторых стали достижением. Кто-то наверняка рассчитывал в Казани на большее. Как вы в целом оцените выступление пловцов «Радуги» на турнире?
– Чемпионат России изначально был в этом году очень непростой. Мы сразу же знали, что основная задача на нем – не просто показать результат, а попасть в компанию лучших, которые поедут на Олимпиаду. Тем более, что сейчас из-за пандемии была очень большая пауза в международных стартах. Конечно, мы верили в своих учеников, потому что все они – достаточно опытные ребята. И я, как старший тренер школы, могу подвести такой итог: к сожалению, подпитки от молодых спортсменов, которых тоже хотелось бы увидеть в соревнованиях такого уровня, я пока не увидела. Потому что защищали возможность попасть на Олимпиаду те же ребята, которые в 2016 году боролись за попадание на Игры в Рио. Они отработали весь олимпийский цикл и сейчас пытались отобраться в Токио, а вот молодежи в этой борьбе, к сожалению, не было. Наверное, сказалась тут и пандемия, да и многие другие факторы тоже – идеально все не бывает.
– Есть ли кто-то, чье выступление на чемпионате России можно отметить?
– Надо понимать психологическую атмосферу этих соревнований, она была тяжелым бременем на плечах у всех. Готовились по максимуму все абсолютно. Например, Даша Чикунова, которая с тренером Мариной Станиславовной Ситниковой очень много сделала, чтобы достойно выступить на этом чемпионате. Но что-то не получилось – сказалась высокая конкуренция, да и самочувствие, возможно, было не очень хорошим. Так бывает, даже если человек способен показывать довольно высокие результаты. Спорт вообще состоит из взлетов и падений, и именно падения помогают в будущем выйти на новый, более высокий, результат. Если взять Кирилла Пригоду, то он отобрался на Олимпиаду, хотя все тоже было очень непросто, как говорится, «на тоненького», и психологический прессинг очень сказывался. В этом случае, наверное, сработал опыт – определенные наработки, полное взаимопонимание с тренером. Причем атмосфера сейчас очень хорошая при его подготовке – не только во взаимодействии «тренер-спортсмен», но и в связке «тренер-спортсмен-родитель», и в комбинации опыта нескольких школ.
– Если говорить о Кирилле, то вы полностью довольны тем, как он выступил в Казани? На стометровке брассом – «золото», все хорошо, да? А на 200?
– Да, на 100 метров все было действительно хорошо. А на 200 было, конечно, тактическое сражение, и там многое решало именно правильное касание – в итоге второе место. На дистанции 50 метров Кирилл в этом году даже не участвовал, так как это не олимпийский вид. В целом, впечатление такое: есть над чем работать, и любой старт приносит новые мысли.
– Насколько психологически трудным для Кирилла оказался минувший коронавирусный год, который выбил всех из привычного ритма крупных соревнований и закончился переносом Олимпиады?
– Мы в семье подытожили ситуацию этого периода по принципу «Все, что ни делается – к лучшему». Сначала мы тоже были в некотором шоке, когда это начало происходить, потому что он был в еще более хорошей форме, чем в этом сезоне, был полностью готов к олимпийскому отбору. И когда чувствуешь в себе прилив сил, а через неделю все останавливается на длительную паузу, то трудно избежать легкой депрессии. Но потом все-таки начиналась весна, солнышко на небе, настроение у всех непроизвольно улучшается – и мы стали искать какие-то плюсы в сложившейся ситуации. Во-первых, он отдохнул и переключился, во-вторых, закончил вуз и почувствовал вкус к учебе, получил аттестат магистра. Кроме того, пообщался с обычными людьми, с которыми редко встречается, потому что почти постоянно живет на сборах. Наладил отношения в личной жизни, что принесло ему новый драйв. Соответственно, когда стали выходить из пандемии, то Кирилл достаточно свежим приступил к тренировочным занятиям, радостно встретился с тренером, освежил впечатления. Он убедился, что любит то дело, которым занимается. И что собирается плавать еще один олимпийский цикл – это уже не четырехлетие, а трехлетие получается до Игр в Париже. Так что нельзя сказать, что все в период пандемии было плохо, многое было хорошо.
— Вернемся к состоявшимся событиям этого сезона и поговорим о результатах более молодых представителей «Радуги». Как вы оцениваете их выступление на первенстве России?
– Радует то, что в нашей школе работает определенная система сотрудничества и взаимодействия «спортсмен-тренер-администрация». И это дает результаты. У нас есть и достаточное количество призеров национальных соревнований, и попаданий в сборную города на первенство России в разных возрастных категориях. На проходящем сейчас в Волгограде первенстве России у нас 12 человек участвуют, недавно на «Веселом дельфине» выступали 6 представителей «Радуги». Это хорошие для нас цифры. Мы видим, что есть интересные ребята, есть хорошие перспективы – так что с оптимизмом ожидаем развития событий.
– Относительно прежних лет динамика по попаданию воспитанников «Радуги» на всероссийские соревнования положительная?
– Сейчас, наверное, неправильно оценивать динамику разных спортивных школ – в «плюс» она или в «минус», хотя все мы любим такую статистику. Сейчас такой этап жизни во многих видах спорта, когда результатов начинают добиваться представители разных спортивных школ и организаций. Конкуренция возросла, а еще лет десять назад такого не было. В том, что касается конкретно плавания: не было некоторых спортивных школ, вновь открытых по программам Санкт-Петербурга и по федеральным программам. Само их открытие увеличило массовость спортсменов, и это дает, конечно, новые результаты. Поэтому пять лет назад у нас попадало на первенство России, скажем, 16 человек, но была более свободная атмосфера. А сейчас попадает 12, но это происходит в условиях более жесткой конкуренции. Так что тут, я считаю, все хорошо. Я вообще позитивно отношусь к конкуренции, которая стимулирует к тому, чтобы правильно работать внутри своей организации, своей системы. Именно эта позитивная конкуренция помогает добиваться результатов.
– Мы немножко затронули тему того, как сказалась пандемия на спорте высших достижений, на тех, кто участвует в олимпийском отборе. А ведь наверняка она как-то затронула и ребят младшего возраста, потому что соревновательный цикл тоже сбился, турниры проходят без зрителей. Все это тоже как-то психологически подействовало на них?
– Преподаватели, оказавшись в этой ситуации (и это относится не только к нашей школе), не опустили рук – все работали, поддерживали ребят, были в контакте с ними и с их родителями. Все ведь были в одинаковой ситуации. Если говорить непосредственно о молодых спортсменах, то у них прекрасный возраст, они еще молоды, у них есть еще запас времени. И то, что во время пандемии некоторые ребята определились, что это не их путь, переключившись на что-то другое, – это абсолютно нормально. С другой стороны, да, на каком-то этапе сейчас многим не хватает результативности, потому что ее приходится набирать заново – например, выполнять разряды. Многие родители переживают, что спортсмены в этом плане не добирают. Но мы прекрасно понимаем, что талантливые дети пройдут через все эти трудности. Наверное, сейчас очень изголодались родители, которые хотят видеть развитие своих детей и не до конца понимают, в каком новом статусе те выступают, вернувшись в спорт после пандемии. За это время они повзрослели, что-то придумали и поменяли и теперь активно работают, чтобы вернуть свою результативность. Сейчас, как мне кажется, самый беспокойный сегмент – это именно родители, которым хочется увидеть успехи своих детей. Но это же, наверное, происходит не только в спортивных школах. Всем хочется как можно скорее забыть о пандемии и вернуться в обычную жизнь, вернуть старые традиции, вернуть обычное общение.
– Вы сказали, что на чемпионате России не было такой подпитки молодежи, способной бороться за попадание на уровень сборной России. Следующий олимпийский цикл – короткий, всего три года. Есть ли перспективы, что у «Радуги» уже сейчас, в этом олимпийском цикле, появятся новые звездочки, способные выйти на уровень кандидатов в сборную?
– Думаю, да. Я ни в коем случае не сбрасываю ориентиры на юношей и девушек, которые у нас есть сегодня, но в стратегическом ключе уже просматриваю следующее поколение, чтобы оценивать его перспективы. И меня как старшего тренера школы очень тонизирует, что у нас есть интересная компания молодых специалистов. Конечно, они еще учатся, но это уже совершенно новое тренерское поколение. Это энергичные амбициозные люди – люди сегодняшнего дня. Они быстро анализируют, быстро схватывают, они не боятся учиться. И как раз следующее поколение ребят ведет вот такая компания молодых тренеров. И уже видны результаты. Молодежь устанавливает новые рекорды школы, ребята становятся призерами первенств Санкт-Петербурга – это наше будущее. У тренеров хорошая конкуренция между собой, они все время общаются. И да, у нас есть очень одаренные ребята.
И что еще мне очень нравится сегодня – то, что в нашу школу родители хотят отдавать своих детей, причем они хотят попасть в руки именно тех или иных преподавателей. Вот был какой-то пустой период, и люди как будто бежали в разные стороны. А сейчас все понимают, что «Радуга» — школа с традициями, и хотят к нам прийти. И я уверена, что детская школа «Радуга» сохранит этот свой статус и будет воспитывать новых чемпионов.