8 (812) 235-38-77|radugaswimm@yandex.ru

«Для любой спортивной школы важны традиции. И в «Радуге» они есть»

Сегодня празднует юбилей методист ГБУ СШОР по плаванию «Радуга» и руководитель музея нашей школы Мария Хворостовская. Мы от всей души поздравляем ее с праздником, а накануне задали Марии Федоровне несколько вопросов – как о ее жизни, так и о нынешней деятельности.

— Расскажите, каким был ваш путь в «Радугу», ведь начинали вы в спорте не с плавания, а с гимнастики.

— Сначала действительно была спортивная гимнастика – я занималась в СКА, в том числе у известного тренера Виктора Гавриченкова, выполнила норму кандидата в мастера спорта. Потом посчитала, что в моей жизни не хватает творчества, музыки и какого-то несколько иного самовыражения — на мое счастье, меня пригласила в свою группу тренер Ольга Васильевна Наливайко, и я стала заниматься художественной гимнастикой. Были периоды, когда я очень рано вставала, ехала сама с «Чернышевской» до Расстанной улицы, там тренировалась, а к девяти часам должна была уже вернуться обратно в школу. Такой график был необходим, чтобы и нормально учиться, и при этом не снижать требований к себе в плане тренировок, так как уровень сборной города не позволял этого. В результате в художественной гимнастике я стала мастером спорта, а школу окончила с медалью.

После школы у меня сначала был геофак Университета, а потом юридический факультет. Затем в моей жизни был период, когда я десять лет провела в норвежском городе Берген – там работала в музее, параллельно тренировала гимнасток, а также помогала норвежской и французской сборным по твирлингу.

— С этим видом спорта не все знакомы. Что он из себя представляет?

— Знаете, я сейчас жалею, что в годы моей молодости этого вида спорта не было в России, так как я, наверное, после художественной гимнастики ушла бы именно туда. Это дисциплина, где спортсмены тоже выступают со снарядом, но, по сравнению с художественной гимнастикой, у твирлинга несколько иная эстетика. Там нет такой балетной хореографичности, зато гораздо больше свободы творчества в плане выбора костюма, музыки. В твирлинге есть элементы и гимнастики, и акробатики – это очень красивый вид спорта.

— После десяти лет, проведенных в Норвегии, вы вернулись в Россию – и…

— И после этого я получила еще одно высшее образование в Академии имени Лесгафта и пришла работать в «Радугу». Меня пригласил сюда директор школы Игорь Борисович Еремин, с которым мы были знакомы еще со времен, когда я сама занималась во Фрунзенской спортшколе – то есть примерно с 1984 года. Изначально моими задачи в «Радуге» были развитие музея, а также работа, связанная с присвоением спортивных разрядов и званий. Постепенно круг этих обязанностей расширился – все-таки юридическое образование и понимание процессов, связанных со спортивной подготовкой и спецификой тренерской деятельности, у меня уже были. Так что теперь я занимаюсь и формированием групп, и проведением соревнований, которые проходят на базе школы, и работой, связанной с антидопинговой политикой – все это достаточно большие блоки, которые требуют большого количества времени. Например, если в год мы проводим больше десяти соревнований, то это означает и необходимость большой подготовительной работы до них, и сами старты, и последующее оформление всей документации – в частности, как одно из вытекающих, присвоение разрядов. Плюс к тому – я еще занимаюсь работой со студентами. Наша школа является базой для прохождения практики студентами Академии имени Лесгафта. И часть ребят, которые в этом году будут выпускаться магистрами – это те, кто ходил ко мне на практику в течение трех лет. Можно сказать, за это время они стали уже моими друзьями, так как мы очень многому вместе научились. Я всегда занималась со студентами очень серьезно, так как какие-то долги по жизни нужно отдавать – в то время, когда я училась сама, со мной всегда во время практики очень много возились преподаватели, и я очень благодарна своим педагогам. Так что прекрасно понимаю роль и значение этой деятельности.

— А как сейчас обстоит дело с музеем школы?

— Это направление деятельности мы постоянно развиваем, у нас появляются новые экспонаты. Два месяца назад мы отдали в музей большую семейную коллекцию спортивных марок, которую собирал еще мой свекр. Я надеюсь, в сентябре мы сделаем на основе этой коллекции специальную выставку, которая станет потом частью постоянной экспозиции. Однако музейная работа – это не только выставки. Мы должны собрать экспонаты, описать их, создать каталог, у нас должен быть обменный фонд. Мы стараемся поддерживать контакты с другими школами и другими музеями, чтобы как-то обмениваться опытом — возможно, и наша выставка поедет куда-то, и коллеги на нашей площадке тоже смогут что-то выставлять. К нам в музей приезжают даже из других городов. Некоторое время назад была у нас группа ребят-спортсменов из Мурманской области. Они приезжали в Санкт-Петербург, и у них было желание посетить музей спорта – и единственное, что им удалось найти, это был как раз наш музей.

И еще одно важное направление – восстановление истории нашей школы. У меня был год, который я почти полностью провела в архивах, и даже моя дипломная работа в Лесгафта была посвящена именно истории школы. Со временем есть идея сделать на ее основе книгу, но это потребует большой дополнительной работы по сбору как фактического, так и иллюстративного материала. В истории «Радуги» множество интересных страниц. Например, немногие знают, что в школе изначально развивались не только плавание, но и прыжки в воду, и водное поло. И, к сожалению, информации о водном поло в «Радуге» очень мало. Нам исключительно повезло, что воспитанник нашей школы Валентин Георгиевич Галашев, ныне уже, увы, ушедший из жизни – человек, который стоял у истоков развития женского водного поло в нашем городе – в свое время передал нам собственный архив, в котором есть и фотографии, сделанные в стенах нашего бассейна.

— Можно сказать, что за годы работы «Радуга» отчасти стала для вас уже вторым домом?   

— Да, это место стало для меня своим практически сразу. Я пришла в эту школу именно потому, что знала: тут очень сильный тренерский коллектив, и это школа с традициями. Для любой спортивной школы, на мой взгляд, есть две самых важных вещи. Первое – это дети, спортсмены, ведь школа работает именно для них. И второе – традиции, которые, с одной стороны, позволяют нам иметь базу, развиваться, а, с другой, именно они нас в каком-то смысле греют. Традиции – это тот огонек, который существует внутри нас, и в «Радуге» он всегда был. Мне кажется, я почувствовала себя в этой школе своей очень быстро – буквально через две недели после того, как пришла сюда работать. А «Радуга» так же быстро стала по-настоящему своей и родной для меня.

2023-05-27T10:40:23+00:00 26 Май, 2023|