8 (812) 235-38-77|radugaswimm@yandex.ru

Алексей Каргин: «Очень приятно быть отмеченным»

Как мы уже сообщали, тренер ГБУ СШОР по плаванию «Радуга» Алексей Каргин стал призером «Молодежной премии Санкт-Петербурга» в номинации «В области спорта». Мы побеседовали с ним и о впечатлениях от участия в конкурсе, и о работе в «Радуге».

— Алексей Валентинович, какова вообще была процедура номинирования и участия в «Молодежной премии Санкт-Петербурга»?

— Я вообще любитель участия в подобных конкурсах, и у меня уже накоплен определенный багаж, есть портфолио. Осенью на сайте Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга я увидел объявление об этом конкурсе и решил попробовать принять участие — при том, что на тот момент оставалось всего лишь около недели до окончания срока приема документов. Этот конкурс проводится каждый год, и по правилам Комитета молодежной политики возраст участников ограничен 35 годами. А мне же как раз 35 исполнится, так что подумал: «Последний раз есть такая возможность». И решил поучаствовать – самое главное, что среди номинаций было подходящее направление: «В области спорта». По всем критериям, которые были обозначены (а среди них были научные труды, достижения в профессиональной и общественной деятельности, многое другое), я собрал необходимые документы, поехал и сдал их.

— Много документов потребовалось?

— Немало. На таких конкурсах по каждому критерию начисляется определенное количество баллов. Например, научные труды и публикации – это одна категория, звания и награды – другая, образование – третья. И так далее — общественная деятельность, профессиональная, то есть результаты спортсменов. В результате для максимального количества баллов требовалось представить много различных бумаг.

— Конкуренция была большой?

— По всем категориям в этом году было около 400 участников. Конкретно по спортивной номинации точного числа я не знаю, но конкуренция в ней точно была высокой. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в комиссию дополнительно был включен заместитель Комитета по физической культуре и спорту. Этот факт был своеобразным сигналом того, что к изучению документов кандидатов и к определению победителей в этой номинации отнеслись очень серьезно. В итоге в прошлом году просто объявили 14 лауреатов по номинациям, а сейчас в каждой из них, помимо победителей, назвали еще и призеров.

— Наверняка было приятно попасть в число призеров, ведь в спорте важно уметь выдерживать конкуренцию?

— Да, но в спорте важно еще и занять первое место (улыбается). Но сейчас, увидев результаты, я понимаю, что, полагаясь только на свои силы, тяжело было соревноваться с призерами Паралимпийских игр. Так что такой результат, пусть это и не победа, все равно порадовал. Приятно быть отмеченным, ведь это доказывает, что я работаю не зря, и работаю правильно.

— Давайте как раз и поговорим о вашей текущей работе. Два года назад мы публиковали интервью с вами как раз в тот момент, когда вы готовились к своему первому набору в «Радуге». Сейчас этот момент уже позади. Поделитесь впечатлениями?  

— С тех пор у меня уже два набора состоялись. Первый – детей 2013 года рождения, а второй, этой осенью, – 2014-го. Наборы получились очень разными – и по самому отбору, и по тому, какие дети пришли, какие у них родители. В первом году у нас была чуть полегче программа, со вторым набором надо чуть быстрее идти. С 2013 годом рождения у меня сразу получалось получать удовольствие, хотя набор большой был – около 110 человек. Во втором — всего 60 человек, но эффективность другая, и мы пока больше работаем над тем, чтобы находить контакт. При этом у нас, как я говорил, гораздо быстрее программа, и дети должны усвоить больше требований. На сегодняшний день могу сказать так: с одним набором я получаю удовольствие, а с другим — пока просто работаю. И, скорее всего, из этой работы как раз и будет дальше рождаться сплоченность коллектива. Все это очень важные рабочие моменты, и главное, что время на них у нас есть.

— А можно оценить, какой процент детей, приходящих в «Радугу», думает о спортивных достижениях, а сколько ребят не грезят об олимпийских высотах и занимаются просто для здоровья?

— Опять-таки могу сказать, что у меня очень разные наборы. В первый год пришли дети, у которых родители сами не пловцы. Но они по-настоящему заболели плаванием, им нравятся условия, которые созданы здесь, нравится вода, нравится атмосфера в группе. А во второй год пришли несколько человек, родители которых сами достигали высоких спортивных результатов, и у их родителей понимание уже немножко другое. Порой даже с трибуны ребенку кричат, как нужно делать то или иное упражнение, и это, наверное, происходит и дома. В целом основная масса ребят, которые приходят в «Радугу» – это либо дети тех, кто сам заканчивал эту школу, либо людей, совершенно далеких от спорта. Соответственно, у них разные мотивация и цели. А несколько перспективных ребят я заметил и сам пригласил в свою группу – их родители даже не подозревали, что ребенок имеет способности к этому виду спорта.

— А в таком возрасте — 8-9 лет — уже можно разглядеть талант или хотя бы спортивные перспективы?

— По критериям отбора уже можно увидеть какие-то нюансы. И в тренировочном процессе – тоже да, что-то тоже можно заметить уже в этом возрасте. Но важно понимать, что сейчас наш тренировочный процесс – это только начальная подготовка. Мы прививаем детям любовь к плаванию, создаем атмосферу в группе, а потом именно это будет помогать им добиваться результатов. Сейчас главное – заинтересовать ребенка, помочь ему полюбить этот вид спорта, а уже дальше на этот фундамент предстоит накладывать какие-то технические моменты. Очень многое зависит и от характера. Например, есть талантливые дети, но им интереснее что-то делать с мячом. Так, я сам в прошлом году беседовал с родителями некоторых ребят и, даже если те были лидерами, советовал отдать ребенка в водное поло, где ему будет комфортнее. Родители слышали меня, и два-три человека поступили именно так, а сейчас на заложенной у нас базе плавания прекрасно играют в водное поло.

— Не случайно ведь в спорте даже есть такая характеристика человека – «игровик».

— Если у ребенка такой характер, то он просто не позволит ему через три-четыре года, когда мы начнем много и монотонно плавать, сохранить интерес к этому занятию. И он просто будет занимать чье-то место – например, того, кто сейчас выглядит чуть слабее, но впоследствии именно благодаря своей заинтересованности сможет прибавить. Я всегда в таких случаях стараюсь в общении с родителями предложить им какие-то варианты – или водное поло, или триатлон, который теперь просто жаждет получить детей с нашей базой плавания.

— Детско-юношеский спорт – это фундамент спорта большого. Сейчас пришел такой период, когда наших спортсменов нет на чемпионатах мира и Европы, самих этих турниров нет на телевидении. Может ли эта ситуация, если она продлится, как-то сказаться на заинтересованности детей и их родителей к занятиям плаванием?

— Тут надо разделять два момента. У родителей, которые еще не отдали ребенка в спорт, действительно могут появиться сейчас какие-то сомнения — мол, зачем, если не очень видны перспективы. Может, лучше серьезно заняться, например, математикой, и дальше пойти в технический вуз? Однако ребята, которые уже прошли начальную подготовку и полюбили спорт – это другая история. Да, некоторое время возможно будет не хватать каких-то сборов и международных соревнований. Но я, как тренер, стараюсь во всем искать плюсы и искать замену тем возможностям, которые сейчас утрачены. Например, я всю жизнь мечтал съездить на соревнования на Дальний Восток, в какие-то другие интересные регионы России, и сейчас появляется такая перспектива. Мы стараемся прорабатывать подобные варианты, чтобы и посоревноваться, и посмотреть страну. Мы все равно работаем в рамках наших сегодняшних задач. Дети еще маленькие, до первых серьезных соревнований еще 4-5 лет, и мы будем стараться смотреть на все с позитивной точки зрения. Например, чем не вариант провести сбор в Астрахани, или в Йошкар-Оле? Когда еще ребенок сможет побывать в этих местах? А в рамках нашей большой страны можно развивать соревновательную программу. Да, у спорта высоких достижений сейчас проблемы, но мы прекрасно понимаем, что из фундамента в сто человек до этого уровня дойдут четыре-пять. А любить спорт, быть здоровым и развиваться дальше – необходимо каждому из них. И именно это мы сейчас закладываем. Дети, которые проходят обучение в спортивной школе, получают опыт конкуренции, борьбы, преодоления себя, и это очень пригодится им в жизни.

2022-05-19T13:59:54+00:00 19 Май, 2022|