Валентина Мережко: «Радуга» — мой второй дом

Валентина Мережко: «Радуга» — мой второй дом

3 августа отмечает юбилей тренер ГБУ СШОР по плаванию «Радуга» Валентина Борисовна Мережко, вся жизнь которой связана именно с нашей школой. Мы от всей души поздравляем ее с праздником, и в этот день попросили ее рассказать о своей жизненной истории, о тренерских принципах и правилах, а также о том, как пройти с воспитанниками весь путь от первого класса до участия в международных соревнованиях.    

— Валентина Борисовна, расскажите, с чего начались спорт и плавание в вашей жизни?

— Мы жили в Петроградском районе, и однажды на одно из занятий в 80-ю школу, где я училась, пришла тренер из школы плавания «Радуга» Лариса Константиновна Гусева, она проводила набор нашего возраста. Я начала заниматься, и легкое увлечение плаванием переросло в серьезное занятие. В пятом классе я поступила в спортивный класс, это было серьезным решением. 80-я школа в те годы была очень престижной, школа с углублённым изучением английского языка со второго класса.  По месту жительства я туда не попадала, и вопрос моего обучения решился с большим трудом, только благодаря папе. Он в военном институте тогда служил, оделся в форму и так, при параде, пришел устраивать меня в школу. Благодаря этому меня тогда взяли. И вот из этой школы я перешла в спортивный класс в 51-й школы, сделав выбор в пользу плавания.

— У родителей не было сомнений в правильности такого выбора?

— Нет, они посчитали, что спорт и учеба прекрасно совмещаются, и что, возможно, благодаря спорту появятся даже более успешные результаты и в учебе. 

— И как дальше развивалась спортивная биография? 

— К сожалению, она была не очень долгой, и уже в восьмом классе я закончила свои профессиональные занятия плаванием. Лучшим результатом стала победа в чемпионате города на дистанции 200 метров баттерфляем. В седьмом классе меня приглашали в интернат, но для этого нужно было многое поменять, оставить свой спортивный класс и тренера. Я на это тогда не решилась, продолжила учиться у себя в 51-й школе. Родители не настаивали, отдав это решение на откуп мне. Может быть, это было не совсем верное решение с моей стороны, кто знает…

В итоге, у меня осталось чувство, что я не полностью реализовалась в спорте. Видимо, оно и подтолкнуло меня потом в выборе профессии. Тогда, наверно и возникло желание попробовать реализовать себя в тренерской профессии. После школы я поступила в Некрасовское педагогическое училище. 

— Некрасовское педагогическое училище — это ваш следующий образовательный шаг после школы. Такой выбор был как-то связан со спортом? 

— Именно в тот момент, на базе училища впервые открыли отделение, где готовили учителей физической культуры. Я приняла решение поступить на этот факультет, о чём не разу не пожалела, это была первая ступень, в осуществлении моей мечты стать тренером. Работать мне хотелось именно в «Радуге» — если честно, я не представляла, что могу работать где-то еще. Учились мы вместе с моей лучшей подругой Еленой Евгеньевной Степановой, с которой мы сейчас вместе и работаем. После второго и третьего курса, мы проходили в нашей спортивной школе практику, выезжали на летние учебно-тренировочные сборы в качестве помощников тренера. И когда мы заканчивали обучение, то попросили взять нас на работу в бассейн. И нас взяли! В те времена после окончания училища было распределение, и нас уже ждали в школах в качестве учителей физкультуры. Но вопрос решился положительно, и мы приступили к работе в школе олимпийского резерва! Так начала сбываться моя мечта.

— В стране тогда начались не самые простые времена. Как в те годы вообще существовала система спортивного обучения? 

— Свой первый набор ребят 1983 года рождения мы с Леной взяли сразу же, как только поступили на работу. Это для нас было интересно, но, конечно, мы были не совсем к этому готовы. Когда, ребята с этого набора уже были накануне спортивного класса, я ушла в декрет. Это был хороший набор, одна из девушек стала призером юношеского первенства Европы, шестеро выполнили норматив мастера спорта, но это все уже было без меня. 

А я самые непростые времена встретила на Севере, потому что вышла замуж, за курсанта подводного училища. По распределению его направили в поселок Видяево Мурманской области.  Сначала — декретный отпуск, потом — рождение сына. По окончании декретного отпуска я вышла на работу в «Радугу», однако в то время проводилась политика сокращения штата, и директор школы Александр Октавианович Мароти предложил мне уйти по собственному желанию. Это была для меня большая трагедия. По неопытности, молодости, незнанию законов я написала заявление и уволилась из школы. Почти четыре года работала в детском саду, вела ЛФК  и проводила занятия в бассейне с детьми, у которых были проблемы со здоровьем.  Несколько дней в неделю работала в «лягушатнике» в «Радуге». Работа в детском саду меня не радовала, хотелось вернуться в спорт. В 2001 году Елена Юрьевна Волкова предложила мне вернуться в школу «Радуга», и я согласилась.

— Какие были эмоции при этом возвращении? 

— Я рада, что мне выпал этот второй шанс. Мне предложили встать на набор 1994 года рождения. Мой сын тоже этого года, и я планировала отдать его в плавание, в свою школу. В общем, вроде бы всё складывалось удачно, но опять были сомнения, справлюсь ли я …Вначале, хотелось поработать с опытным тренером, помощником.

— На протяжении всего этого периода вынужденной паузы – декрета, работы в детском саду и в «лягушатнике» — было внутреннее желание, чтобы судьба дала поработать уже со спортсменами, которые стремятся к большим победам, выводя их на серьезный уровень? 

— Желание было огромное, но был и страх, а вдруг не получится, ведь я сама не прошла этот путь от начала до конца. В своё время я выбрала  профессию, а не спорт.  Внутренне очень хотелось собственной реализации — не просто работать в школе олимпийского резерва, а внести свой, пусть небольшой, вклад в развитие школы с ее лучшими традициями в городе. Набор 1994-го года рождения я довела до 10 класса, и пять сильнейших спортсменов передала в сборную школы под руководством Елены Юрьевны Волковой. И опять у меня осталась какая-то недосказанность… 

Мне предложили снова взять набор 2001 года рождения — в паре с Хилле Оскаровной Тоболкиной, которой я очень благодарна за наш союз! Она — мой незаменимый помощник в работе! И вот именно с этим, третьим в моей жизни набором я прошла весь путь — с первого класса и по сегодняшний день, когда ребята уже заканчивают третий курс института.  

— А вообще, когда набор только совершается, можно разглядеть, что из человека может получиться хороший спортсмен? Или это видно уже попозже — в четвертом-пятом классе?  

— Я думаю, что на первых порах можно рассмотреть только то, что ребенок предрасположен к плаванию, что у него есть способности для этого вида спорта. Мы видим хорошие данные, что он хорошо лежит на воде, что у него хорошее чувство воды. Но это еще не показатель, что он добьется высоких результатов в спорте, потому что результат складывается из множества составляющих. И быть просто способным недостаточно. Нужно быть очень трудолюбивым, иметь самостоятельную мотивацию, которая закладывается уже с детства. Поэтому здесь должен быть не только талант, но каждодневный, тяжелый труд. А еще на этот результат работают правильно мотивированные родители, которые должны быть единомышленниками тренера, уметь его слушать и слышать, доверять ему. 

В наборе 2001-го года рождения мне повезло не только с детьми, но и с родителями. Для достижения высоких результатов есть три неотъемлемые составляющие: спортсмен, тренер, родители! И когда в этом треугольнике все двигаются в одном направлении, то результат будет.

— Мы сейчас говорим о наборе 2001 года рождения, и сейчас ребятам уже по 20 с лишним лет. Какие у вас новые творческие планы? Какова дальнейшая тренерская траектория?  

— Ребята, которые сейчас у меня тренируются, достаточно серьезно относятся к работе, к важным стартам, но самым мотивированным из них всегда был Матвей Гуков. Потому что изначально, когда мы с ним разговаривали в 10-11 классе, он уже озвучивал, что хочет защищать честь России, мечтает  участвовать в эстафетном плавании за сборную России. Для него всегда это было первостепенной задачей.  У остальных ребят в большей или меньшей степени на первом месте стояла учеба, а потом уже спорт. Очень сложно совмещать серьёзный вуз и профессиональный спорт. Ребята продолжают работать, среди них есть призёры чемпионатов Санкт-Петербурга, есть финалист чемпионата России. Обидно, что у нас не развивается студенческий спорт и не существует каких-то привилегий для спортсменов высшего звена. У них нет свободного расписания, они не могут позволить себе уехать на дополнительные сборы, потому что потом могут возникнуть проблемы со сдачей сессии. Конечно, никто из них не хочет уйти неожиданно в армию или закончить, обучение на бюджете, поэтому мы выполняем работу, исходя из наших возможностей. Чтобы расти и прогрессировать в результатах, нужно каждый год делать больше, чем ты делал раньше. Если ты делаешь столько же или даже немного меньше, то можно рассчитывать на удержание своих результатов, но не на их улучшение. Этот год, скорее всего, будет заключительным в нашей совместной работе, и пришло время мне опять набирать новобранцев.

— А есть вообще душевный настрой снова пройти весь этот длинный путь с самого начала? 

— Есть, сейчас я готова к тому, чтобы встать на новый набор. Я понимаю, что это будет непросто, особенно сложно будет с нынешними родителями, морально я себя уже настраиваю. Полностью перестроиться я вряд ли смогу, есть ценности и принципы, которые для меня навсегда останутся неизменными. Время покажет, сумеем ли мы стать единомышленниками для достижения общих целей. Сможем — значит, будем двигаться вперёд. Не сможем — значит, будут рабочие трудности, которые будем решать по мере их поступления.

— Вы впервые пришли в «Радугу» еще маленькой девочкой, и с этой школой, с этими стенами связана практически вся ваша жизнь. Можете сформулировать: что для вас «Радуга»?  

— Конечно, это мой второй дом. Я дорожу нашим коллективом и считаю, что он один из лучших в городе.  Мы стараемся сохранить его целостность, быть единой командой, несмотря на то, что мы все разные, и у каждого свои амбиции, свой характер. Мы должны сохранить лучшие традиции школы и передать их молодым тренерам. 

2022-08-03T09:39:56+03:00 3 Август, 2022|