Алексей КАРГИН: «Плавание со мной всегда»

Как мы уже сообщали, тренер ГБУ СШОР по плаванию «Радуга» стал победителем городского профессионального конкурса, организованного Комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. Сегодня он отвечает на наши вопросы — не только о победе в конкурсе, но и о своих тренерских принципах. И даже о хобби, которое, как оказалось, тоже неразрывно связано с плаванием.

 

— Алексей Валентинович, насколько неожиданной оказалась для вас победа в городском конкурсе?

 

— Если говорить честно, то для меня самого она не стала большой неожиданностью.  Все-таки в науке я уже довольно давно, и «вытащить» из своего тренировочного процесса что-то новое и интересное для меня не составило труда, ведь я всегда стараюсь искать именно новое. Поэтому когда мне предложили принять участие в конкурсе, представляя в нем СШОР «Радуга», то это не вызвало особых сомнений. И сейчас, когда меня поздравляют с этой победой, я могу признаться, что в принципе высоко оценивал свои шансы, так как у меня за плечами немало публичных выступлений на разных конференциях, в том числе и международного уровня, и это давало мне преимущество.

 

— Как был организован сам процесс проведения конкурса?

 

— Сначала нужно было подать анкету. После этого на первом этапе мы должны были сделать реферативную работу, а затем по ее основе подготовить видеоролик. По научной работе судьи выбирали из 24 конкурсантов тех, кто пройдет в финал. Но в дальнейшем из-за нынешней карантинной ситуации правила были несколько изменены. Изначально в ходе второго этапа мы должны были сделать презентацию и защищать свою работу перед комиссией. А после этого предполагалось, что шесть лучших проведут при комиссии открытый урок с детьми. Но из-за сложившейся ситуации это было объединено с презентацией, и мы в ее ходе сразу демонстрировалит видеоролик, по которому давали свои пояснения. И именно по этой презентации комиссия определяла свои оценки.

 

— Чему была посвящена ваша работа?

 

— Ее тема — обучение детей правильной работе ног при плавании брассом. Дети, как правило, плохо усваивают этот материал, долго не понимая, как правильно развернуть ногу. Брасс — это технический способ. И недаром говорят, что брассистами рождаются, а всеми остальными пловцами становятся. Процент тех детей, которые сразу все понимают и правильно плывут брассом, очень невелик. И одной из моих методик является та, при которой с помощью инвентаря я привожу этот процесс к более правильному виду, благодаря чему ребенок быстрее учится, исправляя свои ошибки буквально за один-два-три урока. И дальше уже не обращает на это внимания. Это важно, так как, если эта ошибка не исправляется на раннем этапе подготовки, то затем возможны дисквалификации на соревнованиях, да и просто ребенок медленнее плывет.

— Вы сказали, что победа в конкурсе не стала неожиданной. Но наверняка все равно эмоционально она была приятной?

 

— Приятной — да. При этом у меня уже был опыт выступления на международном конгрессе, за плечами не одно образование, написана кандидатская диссертация. Но важно, что это стало весомым событием и для всей школы «Радуга». И еще могу сказать, что для меня приятным оказался тот факт, что подобные конкурсы могут быть абсолютно честными. Мы понимаем, что когда в жюри сидят директора школ, от которых были свои конкурсанты, то могли закрасться сомнения, что у этих представителей заранее было некоторое преимущество. Но на деле вышло так, что основная масса членов комиссии оценивала именно качество конкретных работ и их эффект. И в этом смысле действительно было очень приятно.

 

— В августе, помимо победы в конкурсе, у вас было еще одно необычное событие. В городе появились баннеры к Дню физкультурника — в том числе и с вашим изображением, Как к этому отнеслись?

 

— Знаете, этот баннер еще надо было встретить, ведь они были распределены по всему городу. А какая была реакция? Чаще всего у людей возникал вопрос: на кого баллотируетесь, и где за вас можно про голосовать (улыбается). Обычно такие баннеры у нас связывают именно с избирательными кампаниями, так что родители занимающихся у меня детей спрашивали именно о том, где за меня проголосовать. То, что просто так может быть размещен баннер с тренером, для многих было непривычно.

 

— У вас есть научная деятельность, есть тренерская… Что в жизни является приоритетом, или это две неразрывно связанные линии?

 

— Вообще мой главный приоритет и главный двигатель, если честно, это семья — жена, маленькие дети. Именно они всегда остаются на первом плане.

 

— А в профессиональном смысле?

 

— Наука всегда была мне интересна. Я много учился, мне это нравилось — закончил кафедру плавания, а в процессе обучения на бакалавриате заинтересовался изучением биохимии спорта. То есть это всегда было рядом со мной, являлось неотъемлемой частью жизни, не мешая тренировочному процессу. При этом, когда меня сегодня родители учеников поздравляют с победой в конкурсе, я говорю, что главная деятельность для меня — именно тренерская. И что когда ваши дети меня обрадуют, а я буду вместе с ними добиваться каких-то результатов — для меня это окажется гораздо важнее.

 

— То есть ваши основные профессиональные амбиции связаны именно с тренерской работой?

 

— Да, и именно по этой причине я пришел в школу «Радуга». У меня с 2011 года есть своя коммерческая школа, ей уже почти 10 лет, но развиваться там невозможно, так как со временем ты достигаешь определенного потолка. Меня уже знали в плавательном сообществе, ведь я со своими воспитанниками выступал на городских соревнованиях, и в марте 2018-го года я подошел к Елене Юрьевне Волковой, мы побеседовали, и она сформулировала задачи и принципы, которых придерживается «Радуга». Мы обо всем договорились, и я пришел сюда, чтобы попробовать себя на другом уровне. Хочу постараться реализовать свой потенциал в спорте, добившись результата именно с детьми. И могу сказать, что мне здесь очень комфортно — и по взаимоотношениям в коллективе, и по организации тренировочного процесса, и вообще во всех смыслах.

 

— Какова сейчас специфика вашей деятельности, с ребятами какого возраста работаете?

 

— 1 сентября у меня начался мой первый набор — первый год обучения, семилетки. Тренер у нас берет детей, обучая их с самых азов и дальше воспитывает до конца, как с кем получится. А до этого я работал с разными возрастами, помогая другим тренерам — это было естественно и правильно, ведь нужно было понять, как тут идет весь процесс. Работал с Татьяной Александровной Шустровой и ее набором первого года обучения, с Кириллом Андреевичем Архиповым — на его 3-4 годах обучения.

 

— Знаю, что вы и сами продолжаете участвовать в соревнованиях — так, в 2015-м и 2017-м приняли участие на чемпионатах мира в категории Masters…

 

— Плавание со мной всегда. Оно и в детстве помогало, и в учебе. И, собственно, именно плавание воспитало во мне те принципы, которых я стараюсь придерживаться: «ни шагу назад», «добиваться всех целей, которые перед собой поставил». А соревнования в категории Masters — это, можно сказать, просто хобби, так как я без плавания я не могу. Поначалу — году в 2015-м, когда я получил возможность участвовать в соревнованиях в категории «25+» — это происходило чаще, так как свободного времени было больше, чем теперь. Сейчас — уже реже. Я полюбил «открытую воду», хотя никогда прежде не пробовал соревнования в этой дисциплине. И все равно это — просто увлечение на случай, когда появляется свободное время между сборами. Хотя надо сказать, что для детей, особенно при начальной подготовке, важно, когда тренер в воде и способен плыть быстро. Дети заряжаются этим и получают дополнительный стимул — им хочется обогнать тренера. Кроме того, я в своей практике перед тем, как некоторые упражнения давать детям, сам залезаю в бассейн, пробую их на себе и потом понимаю, на что обратить внимание детей. Так что хорошая спортивная форма и соревновательный тонус помогают и в тренерской работе.

 

— Каковы ваши профессиональные ориентиры в тренерской деятельности? Чего хотите добиться?

 

— У меня всегда была цель — воспитать здоровых, профессиональных детей, которые понимают, зачем они пришли в плавание. Например, завтра придет ребенок в нашу школу, и он сразу должен понимать, зачем он приходит в эти стены. И задача тренера — постоянно объяснять, направлять, помогать, обучать. Именно так при соблюдении определенных правил ты достигнешь с ребенком высоких результатов. Загадывать тяжело — тем более в наше время. Но моя цель — довести кого-то из воспитанников до самого высокого уровня, до олимпийских побед –  остается. Кто-то любит заниматься только начальной подготовкой, а потом отдает воспитанников другим тренерам. Но мне хочется пройти вместе с учеником весь путь. Именно поэтому я и пришел в «Радугу», ведь здесь система выстроена так, что тренер может вместе с учениками преодолевать ступеньки, которые позволяют идти дальше — развиваясь вместе с воспитанниками и покоряя вместе с ними новые рубежи.

2020-09-02T11:40:37+03:00 2 Сентябрь, 2020|